АвторСообщение
moderator




Пост N: 243
Зарегистрирован: 29.10.06
Откуда: Россия, казань
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.08 10:49. Заголовок: БРДМ выпуска 1964 года


РОЖДЕННЫЙ ПЛАВАТЬ /БРДМ выпуска 1964 года/



Перед Второй мировой войной практически все страны имели специально разработанные бронеавтомобили-разведчики. Большая их часть была создана уже на специальных шасси высокой проходимости, а не на базе коммерческих грузовиков. Интересно, что взгляды на разведывательный бронеавтомобиль были разными. Американцам он представлялся в виде небольшого бронетранспортера - там это привело к появлению «Скаута». Британцы считали, что для разведки важно сделать бронемашину маленькой и незаметной - в результате появился «Даймлер-Динго». Немцы были более консервативны - их «Хорх» представлял собой классический бронеавтомобиль с вооружением в башне.
В Советском Союзе также создавали разведывательные бронеавтомобили, но использование для них шасси неполно-
приводных легковых машин очень сильно ограничивало их боевые возможности, поскольку проходимость таких броневиков оказывалась крайне скверной. Правда, перед самой войной был создан вполне современный ЛБ-62, но он так и не был запущен в серию.
Война позволила проверить идеи, заложенные каждой страной в свои бронеавтомобили. Как и следовало ожидать, толку от неполноприводных машин не было никакого, и их выпуск в СССР был прекращен. Попытка создания броневика БА-64 на полноприводном шасси ГАЗ-67 тоже оказалась не слишком удачной.
Американский «Скаут» оказался полезной машиной, но лишь в качестве БТР, а не разведчика. Английский «Динго» вполне оправдал возложенные на него надежды; единственным минусом ока-
залось отсутствие башни - она появилась на его послевоенном наследнике. Немцы часто применяли свой «Хорьх» не только для разведки, но и для боевых операций, что требовало более мощного вооружения. В итоге у них в производстве осталась только машина Sd.Kfz. 222 с пушечным вооружением.
Наши конструкторы ознакомились со всеми этими типами машин, к тому же некоторые из них активно применялись в боевых действиях, что позволило накопить определенный опыт. Поставки американского оборудования дали возможность развернуть после войны производство полноприводных грузовиков и принять на вооружение аналог «Скаута» -БТР-40. Однако это не решало всех проблем, так как по концепции и конструкции БТР-40 представлял собой слегка модернизированную американскую машину конца 30-х годов. Разработку новой современной машины разведывательного назначения сдерживала крайняя отсталость советского автопрома. Если в других странах бурно развивавшаяся автомобильная промышленность была локомотивом экономики, то в СССР автопром был настоящим «тормозом коммунизма». Новые модели разрабатывались медленно, но при этом ставились на поток не доведенными; выпуск машин продолжался десятилетиями, причем часто в почти неизменном виде. Такое положение вещей сыграло крайне неблагоприятную роль при создании бронеавтомобиля-разведчика на заводе ГАЗ. Во-первых, ни о какой разработке нового специализированного шасси речи даже и не велось; собственно, когда в 1954 году в Горьком под руководством ведущего конструктора В.К. Рубцова начинались проектные работы, планировалось получить плавающий вариант бронетранспортера БТР-40, и новая машина даже заводской индекс имела ГАЗ-40П («плавающий»). Как и БТР-40, она должна была базироваться на агрегатах грузовика ГАЗ-63. Ясно, что на высокую проходимость надеяться при таком условии было трудно; единственным утешением оставалось наличие системы регулировки давления в шинах.
Во-вторых, следовало оставить мечты о дизельном моторе. Установка дизелей на «Скаут» была остановлена в США начавшейся войной, а для СССР и через пятнадцать лет, в мирных условиях, разработка такого мотора оказалась непосильной задачей. Отчасти это объяснялось не техническими, а психологическими проблемами: никто дизелем просто не хотел заниматься - но факт остается фактом. У Н.С. Хрущева хватило политической воли остановить работы по новым паровозам, но вот в автомобилестроении он недоглядел...
Не лучше обстояли дела и с выработкой требований к новой машине, за что отвечали военные. Тотальная секретность приводила к тому, что имеющийся свой н зарубежный опыт широко не обсуждался, и сейчас даже трудно понять, откуда появилось такое странное задание. Опытная партия новых машин, еще с открытой сверху рубкой, была выпушена в 1957-м. а а следующем году ее приняли на вооружение под обозначением «БРДМ» - бронированная разведывательно-дозорная машина, что вроде бы подразумевало, чти она станет наследницей бронеавтомобилей-разведчиков времен Второй мировой
С другой стороны, при разработке требований на машину опыт прошедшей войны игнорировался полностью. Например, о области вооружения этот опыт укалывал на желательность вооружения разведывательного БА пулеметом в башне, причем желательно пулеметом крупнокалиберным, БРДМ же вообще не имела штатного вооружения - были только бойницы для стрельбы из личного оружия экипажа. В годы войны выяснилось, что при установке бронирования даже шасси специальной разработки нуждались в усилении, а двигатели - в увеличении мощности. От БРДМ же требовали не повышения проходимости как таковой, а только возможности переезжать окопы (странное требование, если учитывать отсутствие серьезного вооружения. Лобовое бронирование «разведчиков» времен войны достигало 30 мм, а более слабое бортовое часто усиливалось за счет установки бронелистов с большими углами наклона. При разработке БРДМ посчитали, что бронезащита не так важна; главное способность плавать. Малая толщина брони привела к тому, что жесткость несущего корпуса оказалась недостаточной, поэтому в процессе производства ее пришлось усиливать за счет продольных выштамповок.
В общем, в результате выполнения требований военных и преодоления многочисленных конструкторских ограничений появилась довольно странная машина - этакий "привет из тридцатых", хотя и на более высоком техническом уровне. Конструкция приспособления по преодолению канав и окоп также заставляла вспоминать эпоху джаза. В те времена предпринимали попытки повысить проходимость двухосных колесных машин, размещая между осями дополнительные движители, опускаемые на землю по мере надобности. У БРДМ было четыре дополнительных приводных колеса, опускаемых при помощи гидравлики при необходимости проехать через окоп или канаву. В реальности это приспособление было совершенно непрактичным, и им предпочитали не пользоваться. Дополнительные колеса только занимали место и утяжеляли и без того слишком грузную для сравнительно маломощного мотора машину. Гораздо лучшим решением была бы установка третьей оси, но это требовало полной переработки конструкции.
Требование обеспечить плавучесть также внесло свою лепту в формирование облика БРДМ. Размещение двигателя впереди заставило увеличить объем носовой части корпуса и сдвинуть боевое отделение в корму, что ухудшило обзор местности перед машиной. Пять человек экипажа явно не страдали от избытка смотровых приборов: по одному стеклоблоку и смотровому лючку были у командира и водителя, остальные могли любоваться пейзажем только через бойницы для личного оружия - а это, конечно, странно, учитывая назначение БРДМ. Для посадки и высадки экипажа использовался большой люк на крыше машины (имевший один проем, но крышку из двух частей) и дверцы в кормовой части рубки. За этими дверцами находилось крепление для бочки с бен зином, и при ее установке воспользоваться этим выходом было уже невозможно.
В войсках БРДМ произвела довольно странное впечатление. Бронеавтомобиль-разведчик без вооружения выглядел нелепо, и для исправления ситуации на крыше машины в срочном порядке от-крыто установили 7,62-мм пулемет Горюнова СГМБ на вертикальном кронштейне, а после 1958 года - более мощный ПКТ. Остальные недостатки смогли устранить только на БРДМ-2. Конечно, были у БРДМ и достоинства: все-таки, в отличие от БТР-60П, она имела крышу что было бы важно в условиях воздействия атомного взрыва. Нормальной системы защиты (герметизации и наддува) не было, но переждать прохождение ударной волны под крышей все же безопаснее.
Сама по себе БРДМ получилась не слишком удачной машиной в своем исходном качестве, но ей довольно быстро нашли более подходящее применение. БРДМ стала носителем различных комплексов управляемых противотанковых ракет. Впрочем, к этой теме мы вернемся в следующих номерах журнала, а пока поговорим о конструкции БРДМ.
Эта боевая машина не оставалась неизменной в течение всего периода серийного выпуска (1957-1966 годы). Самое заметное отличие ранних БРДМ - это, конечно, отсутствие штатного вооружения. Однако довольно быстро, как уже говорилось, недостаток попытались устранить установкой пулемета СГМБ; на машины, поступившие в войска без вооружения, кронштейны для пулемета приваривали прямо в частях (как и на БТР-60П) - так что по этому признаку дату выпуска машины определить не удастся. Попытка идентификации по шинам также не будет надежной: сначала машина оснащалась шинами размера 12.00-18, а затем - 13.00-18, но в процессе эксплуатации ранние машины могли «переобуться» в более поздние шины.
А вот отличия по корпусу оставались на всех машинах до конца эксплуатации. БРДМ имела несущий корпус, сваренный из броневых листов толщиной 12,8 и 6 мм. Сначала все листы были гладкими (фото 1), но затем их пришлось усилить при помощи выштамповок на бортовых и задних листах (фото 2). Если внимательно рассмотреть фото, то можно заметить, что на машинах без выштамповок бортовые подножки находились на специальных лючках, которые можно было снять для доступа к подвеске малых колес. С появлением выштамповок данные лючки исчезли: подножки стали просто вырезать в корпусе.
Немного изменилась на более поздних БРДМ и форма выштамповок на заслонке водометного движителя (ранняя заслонка изображена на фото 3, поздняя - на фото 1). Однако машины и с вы-штамповками, и без них имели сходную конструкцию волноотбойного щитка: он состоял из трех частей и о походном положении укладывался на верхний лист моторного отделения. Такая конструкция щитка требовала выхода экипажа из машины для его установки, что было не очень удобна В дальнейшем щиток стали делать цельным; в походном положении он прижимался к нижнему переднему листу, и поднять его в рабочее положение можно было уже не выходя из машины (фото 5).
Имелись на машинах с поздним волноотбойным щитком и другие изменения корпуса: если сначала лючки для стрельбы из личного оружия имели довольно тонкую обварку по краям, то на этих машинах она стала более массивной (фото 6). Была и еще одна достаточно своеобразная особенность, появившаяся на машинах с новым волноотбойиым щитком: на ранних машинах рубка экипажа была симметричной - она имела одинаковые грани, подходящие как к левому (фото 6), так и к правому борту; на машинах же с поздним щитком появилось углубление на правом борту для более удобной укладки троса (фото 7).
На начальном этапе серийного выпуска доработки производились весьма оперативно, поэтому вид, характерный для поздних вариантов, БРДМ приобрели уже в 1962 году: к этому времени основная масса выпущенных машин имела уже новый волноотбойный щиток и, соответственно, «поздний^ корпус.
Боевой вес БРДМ составлял 5600 кг, а без экипажа (5 человек) машина весила 5100 кг. Длина машины по корпусу -5600 мм, а максимальная - 5700 мм. Ширина корпуса - 2170 мм, а максимальная - 2280 мм. Высота по крыше корпуса -1900 мм. Шестицилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-40П мощностью 85-90 л.с. обеспечивал на суше максимальную скорость 80 км/час. Перед двигателем стоял радиатор системы охлаждения, воздух для которого поступал через жалюзи, смонтированные в верхней части моторного отделения, а выбрасывался через воздуховоды, расположенные сверху по бортам. На плаву охлаждение мотора осуществлялось при помощи забортной воды, проходящей через теплообменник. Вода в теплообменник поступала через отверстие в передней нижней части бронекорпуса (фото 8). Двигатель через силовую передачу приводил в движение все колеса машины, водометный двигатель и кабестан (фото 9), который на БРДМ выполнял функции лебедки самоаытаскивания.
Вспомогательные колеса (750x250 мм) приводились в движение от двигатели через коробку отбора мощности. К каждой паре одного борта шел вал, от которого колеса приводились во вращение через цепную передачу. Опускались и поднимались вспомогательные колеса при помощи гидравлического привода.
Для движения на плаву машина была оснащена водометным движителем, забор воды в который производился черев решетку на дне бронекорпуса, в выброс -через отверстие и задней части машины. При движении по суше это отверстие закрывалось специальной заглушкой, слу-
жившей на плаву для реверса: когда она была закрыта, вода от водомета поступала в каналы заднего хода. Каналы заднего хода снабжались индивидуальными заслонками, при помощи которых можно было разворачивать машину на воде практически на месте. Менее крутые повороты осуществлялись при помощи передних управляемых колес. При повреждении водометного движителя можно было доплыть и за счет вращения колес, но максимальная скорость движения в 8-9 км/ч при этом была бы уже недостижима.
Экипаж машины размещался в боевом отделении. Впереди были установлены сиденья водителя (слева) и командира машины (справа). Перед каждым из них имелся смотровой лючок со стеклоблоком Б-1. Так как из-за длинного моторного отделения непросматриваемая зона перед машиной составляла 13 метров, то водитель имел еще и танковый перископ ТНШ-370, который уменьшал ее до восьми с половиной метров. При поднятых смотровых лючках в проемах была возможна установка ветровых стекол со стеклоочистителями. Боковой обзор и водителю, и командиру обеспечивался через смотровые щели (по одной на человека), снабженные броневыми заслонками, но не имевшие никаких стеклоблоков. Остальные три члена экипажа сидели за водителем и командиром, причем один - на откидном сиденье над задним мостом.
Большой люк в верхней части рубки закрывался двумя крышками, оснащенными торсионными компенсаторами веса для облегчения открывания. Двустворчатые дверцы в кормовой части рубки тоже можно было использовать для посадки и высадки. Поручни за ними служили не только для удобства посадки в машину, но и для крепления дополнительной бочки горючего. Емкость двух внутренних топливных баков составляла 150 литров, что позволяло БРДМ по хорошей дороге проехать до 500 километров.
Для движения ночью машина имела пять фар и задний фонарь. Две фары ФГ-29-В со светомаскировочными насадками предназначались для движения без использования прибора ночного видения, а в случае его применения включались фары ФГ-103 с инфракрасными светофильтрами. На кронштейне рубки была установлена поворотная фара-искатель ФГ-16.
Снаружи БРДМ закреплялось имущество. На самых ранних машинах на левом борту был закреплен багор, но потом от него отказались. Трос для кабестана наматывался на специальную катушку; на первых машинах эта катушка висела в задней части корпуса с левого борта, а потом перекочевала на левую заднюю стенку рубки. Лом и лопата всегда крепились на корпусе с правой стороны.

ФОТОГРАФИИ



Источник: М-Хобби


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]





Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.08.09 08:38. Заголовок: Господа! От одного т..


Господа! От одного товарища (бывшего коллеги по работе) слышал, что БРДМ-1 применяли в первую Чеченскую войну. Этот товарищ был МВ одной из них, приписанных к одной из военных комендатур. Причём машины была новенькая, с "иголочки" (с базы хранения без пробега). На ней ему пришлось немало помотаться по дорогам и участвовать в боестолкновениях с боевиками. Уходя на дембель он передал её "молодому". К сожалению, в сети такой информации нет, может у кого дома что-то есть или кто-то слышал подобное?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 13
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет