Выставляю на ваш суд модель японского бульдозера Коmatsu G40 от фирмы «TAMIYA» № 32565 в масштабе 1/48.
«Отдых есть смена деятельности…» -говорил академик Павлов, заканчивая резать собачек и начиная резать обезьян…
В словах старенького корифея всё-таки есть зерно истины. Иногда нужно отвлечься от того, что ты всегда делаешь и замутить то, чего никогда не пробовал. Если не считать огромной пожарной машины от Ревелла, сделанной сто лет тому назад, то с подобной специализированной техникой мне встречаться как-то не доводилось, а тут подвернулся хоть и маленький, но бульдозер. Справедливости ради надо сказать, что Тамия дала его в окраске для инженерных частей императорского военно-морского флота, что автоматически ставит бульдозер в разряд военной техники и таким образом сугубо мирная машина попадает в когорту БТТ.
По копийности бульдозера вопросов не возникает -реальный образец с интересной историей стоит в техническом центре Коматсу, в родном городе Тамии –Шисуоке и поэтому облазить и обмерить его специалистам модельной фирмы не составляло никакого труда.
Фирма Коматсу с 1921 года специализировалась на производстве сельскохозяйственной техники и выпустила в 1931 году первый гусеничный трактор. Началась война и как обычно бывает в генштабах, совершенно случайно оказалось, что для строительства укреплений, аэродромов и портов срочно нужны бульдозеры. Однако, несмотря на некоторый опыт в области гидравлики, никаких знаний для производства гидравлических приводов сотрудники не имели. Для набирания ума, как в шпионском сериале, специалисты фирмы были отправлены за границу. Уж не знаю, как гримировали японских конструкторов и технологов, чтобы во время войны они учились гидравлике в странах-противниках, но факт остаётся фактом: в 1943 году была сделана машина для выравнивания грунта Komatsu Model-1, в дальнейшем получившая название G40. Характеристики его по тем меркам были невысоки -объем двигателя 7,58 л, мощность 37 кВт при 900 об. /мин, запуск двигателя вручную, от заводной рукоятки. Однако он был прост в обслуживании, надёжен и это стало решающими факторами. Бульдозер имел рабочий вес 5500 кг, 3760 мм в длину, ширину 1800 мм и высоту 1850 мм.
Всего было выпущено 148 машин на головном заводе Awazu Komatsu. Конечно, можно было сделать бульдозеров и побольше, но бомбардировки американцев сделали своё чёрное дело и поэтому послевоенное производство бульдозеров было возобновлено с модели G50 только в 1947 году.
История бульдозера стоящего в Шисуоке весьма интересна. После сборки он был доставлен на острова в южной части тихого океана, затем на Филиппины, где сначала строил, а затем ремонтировал аэродромы для морской авиации. Потом бульдозер был эвакуирован в метрополию, но до места назначения не добрался, поскольку судно было потоплено американцами. После войны судно было найдено, груз поднят и G40 продан в Австралию где работал на ферме. Эта машина сменила множество хозяев, пока случайно его не увидел и не купил в 1978 году директор техцентра в Шисуоке. Ныне бульдозер стоит напротив главного входа в офис фирмы Коматсу.
Есть несколько загадок связанных с этой моделью. Первую -почему гидравлические шланги на реальном образце чёрные, а Тамия даёт на модели окраску их в коричневато-красном цвете разгадать несложно- во время войны для этих целей применялся натуральный латекс, армированный тканью и стальной витой проволокой, а при реставрации были применены нынешние шланги из синтетической резины, намного более прочные, но имеющие другой цвет . Вторую -почему везде пишется , в том числе и на коробке, KOMATSU, а на лицевой панели бульдозера ясно видно слово KOMATU, до конца выяснить не удалось. Может фирма после войны изменила название?
Модель сделана прекрасно, собирается на «ура» и приносит массу положительных эмоций. Сборка её несложна и поэтому её можно рекомендовать новичкам. Бульдозер является прекрасным дополнением при изготовлении диорамы с авиацией в масштабе 1/48. Судя по политике Тамиевского ресайза, скоро нужно будет ожидать появление G40 в масштабе 1/35. Появится -обязательно возьму.
Поскольку один голый бульдозер выглядит как-то сиротливо, пришлось сделать под него небольшое основание-рамка для фотографий, основание- пенопласт, низовая трава- молотые приправы, трава- крашеная щетина, деревья- ветки кустарника.
Окраска производилась тамиевскими акрилами, тонировка - акрилами от «Звезды» и художественными красками.
Замечания, пожелания и критику приму с благодарностью.
С уважением, Сергей Машнов sam-blake@mail.ru