АвторСообщение
moderator




Пост N: 215
Зарегистрирован: 29.10.06
Откуда: Россия, казань
Рейтинг: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.07 23:43. Заголовок: "Миль" и "Камов" - против "Ирокеза"


"Миль" и "Камов" - против "Ирокеза". Мы жгли и стирали их в пыль.

« Я гадал, не предстоит ли мне вскоре знакомство с сокрушительной огневой мощью, укрытой за титановым корпусом русского вертолета огневой поддержки Ми-24. Когда вертолет приблизился, раздалось клацанье затворов, … и нам приказали срочно вернуться обратно, под защиту густого покрова джунглей. ...Звук постепенно затих вдали, и мы все вздохнули с облегчением», - вспоминает автор «Солдата удачи» Роди Скотт, посетивший воюющую африканскую Сьерра – Леоне. Впрочем, начать придется с исторического экскурса.
Помните сцену атаки вьетнамской деревни из фильма Копполы «Апокалипсис наших дней»? Там, где рота капитана Киллхорна под «Полет валькирий» Вагнера в пологом пике разносит в клочья бамбуковые хижины ракетами и скорострелыными пушками? Главный герой в том эпизоде тупомордый вертолет «Ирокез» UH-1, открытый с боргов и раскрашенный символами рабовладельческой армии Южных Штатов 1861-1865 годов. США сделали вертолет символом своей хромированно-машинной цивилизации 50-70-х годов. Вертолеты, которые они боготворят, заполоняют их фильмы и комиксы. С середины нашего века они становятся мощным оружием поля боя и огневой поддержки войск.
В 1960-е «Ирокез» выступал основным боевым геликоптером звездно-полосатых. У нас же — созданный еще в 1952 году Ми-4, который с 1954-го поступал на вооружение воздушно-десантных войск Империи. Его вооружат пулеметом, блоками неуправляемых и противотанковых ракет. «Ирокез» — ровесник Ми-4. Во Вьетнаме оказалось, что живучесть его слаба, ско¬рость мала, а маневренность — ограничена. Сравним UH-1D с нашим ветераном. Ми-4 тяжелее: 5,5 тонн против 2,36 у «Ирокеза». Скорость американца — 211 километров в час против двухсот у нашего. Зато дальность полета меньше — 480 верст против пятисот у Ми-4. И если у нашей машины есть противо-обледенительная система, то американец ее лишен. «Миль» брал на борт шестнадцать бойцов в полном вооружении или один грузовик ГАЗ-53, а «Ирокез» — только десяток душ.
Старый добрый Ми-4 способен воевать в Арктике и в джунглях. И даже в горах, ибо он может зависать на высоте двух километров (таков его статический потолок), а в движении (потолок динамический) «четверка» поднимается на 4 километра. «Ирокез» же обладает статическим потолком в 980 метров при динамическом в 3,5 километра. По сравнению с тяжеловатым трудягой-спартанцем Ми-4 «американец» выглядит, словно легкая пиратская бригантина перед крепким линкором. В 1962-м появился второй русский геликоптер Ми-8 – четыре тонны, 250 км в час и динамический потолок в 4,5 версты при шестистах метров – статического. Его вооружили крупнокалиберным пулеметом, бомбами и НУРСами на пилонах внешней подвески. Чтобы бороться с ракетами «земля—воздух» и тепловым наведением, машину снабдили системами рассеивания выхлопных газов, отстрела ложных целей и генерации импульсных инфракрасных сигналов. Ми-8 прошел афганскую войну и до сих пор поражает всех живучестью в бо¬ях на таджикской границе и в Чечне.
Опыт вьетнамской и арабо-еврейских войн заставил нас и Штаты создавать новые геликоптеры. Американцы пошли по пути разработки двухместных машин, способных бороться с танками и поддерживать огнем пехоту. Например, AH-1G «Хью Кобра» — поджарый хищник со скоростью в 277 километров в час, с гранатометом, пулеметом и противотанковыми ракетами (1971 год). Позже его снабдят четырьмя противовоздушными ракетами «Сайдуиндер» или «Стингер».
В сентябре 1975-го в США полетел «Белл-409». С быстроходностью в 263 километра в час он несет уже 30-миллиметровую трехствольную пушку. А в 1983-м появился АН-4 «Апач», герой нашумевшего триллера «Голубой гром». Он гоняет уже со скоростью истребителя 30-х — 320 километров в час, забираясь на высоту в шесть с четвертью верст и преодолевая без заправки 610 километров. Он до сих пор — гордость США, убийца танков, приспособленный для действий в любое время суток и в любую погоду. Два пилота наводят движением голов в кибер-шлемах и 30-ти миллиметровую пушку, и ракеты с лазерными головками. Кабину «Апача» сделали, устойчивой к ударам 23-миллиметровых снарядов. Эту машину опробовали в 1991-м, во время «образцово-показательной» войны с Ираком на ровной, как стол, местности.
Мы избрали немного другой путь. В 1969 году появился Ми-24, не только штурмовик и истребитель танков, но и бо¬евая машина для восьми пехотинцев. Двухмоторная машина с максимальной скоростью в 315 километров в час и дально¬стью действия в 450 верст. Статический потолок машины — 1050 метров, а динамический — 4,5 км. Ми-24Д, например, вооружен четырехствольным тяжелым пулеметйм и противотанковыми управляемыми ракетами. На Ми-24П поставили уже 30-миллиметровое орудие. И это был первый наш гели¬коптер с бронезащитой, который поставил семь мировых ре¬кордов и воевал в Афганистане. Американцы назвали его «Ланью» («Хайнд»). Клэнси в «Красном шторме» написал: «...Это штурмовая птичка, типа «Кобры». Плохая новость, лейтенант. У него внутри восемь солдат и масса НУР и пуле¬метов. И нечего думать подстрелить его. Эта сволочь бронирована, как танк...».
...Он вспомнил лекцию о советских вертолетах, которую им читали в академии ВВС. Там цитировали одного афганца: «Мы не боимся русских, но боимся их вертолетов»...

***

Июнь 1982-го, израильская армия вторглась в Ливан. В бой брошено лучшее оружие. Над горным местечком Айн-Згальта поднимаются жирные клубы черного дыма. Ми-24 сирийцев атаковали танковую бригаду евреев. Тяжелые машины запылали, пораженные ударами ракет-«панцерблицев». Потерь среди вертолетов не было.
Ангола середины 80-х. С юга на просоветский режим, на его алмазные копи надвигаются «псы войны» — войска буров белых южноафриканцев. Навстречу им бросаются брониро¬ванные эскадрильи «двадцатьчетверок». Буры потом с уважением говорили: живучи до черта. Все, что калибром менее 23 миллиметров, их не берет. В октябре 1987-го—начале 1988-го «Мили» громят механизированные колонны юаровцев под городом Куито-Кванавале.
В 1987-м, когда прекрасно экипированные пакистанские войска вторгаются в Индию, Ми-24 сметают их с ледяных потоков ледника Сиачин.
1980-й. Вспыхивает жестокая ирано-иракская война — крупнейшее вооруженное столкновение со времен Второй мировой. Иракцы воюют на наших «летающих танках». «Мили» — против вертолетов «Си Кобра» и истребителей персов. На десять сбитых «змей» пришлось шесть потерянных Ми-24. А вообще в той войне наши вертолеты свалили наземь 53 вражеских летательных аппарата. В октябре 1982-го впервые в мире вертолет, сойдясь лоб в лоб с истребителем, сбивает сверзвуковой «Фантом». Герой дня — наш Ми-24. У нас появился достаточно дешевый геликоптер поля боя! (Эти примеры взяты нами из статьи А. Котлобовского и Р. Мараева в «Авиации и времени», № 3, 1996).
Узкий, вытянутый силуэт «24-го» стал нам привычным. Грозная металлическая стрекоза с камуфлированным корпу¬сом, несущаяся над непокорной землей, слегка наклонив нос. Будто идет по чьему-то следу, в любой момент готовая выбросить вперед дымные стрелы разящих ракет или запульсировать вспышками автоматического огня. Ми-24 стал боевой ладьей русских витязей конца второго тысячелетия, великолепной и мощной, оружием континентальной войны.
Горько сознавать, но и в 1995-м, и в 1999-2000 годах в Чечне летали уже смертельно изношенные Ми-24 с двадцатилетним сроком службы. Со сломанным навигационным оборудованием и бездействующей системой выброса Хотя дудаевцы вооружены «Иглами» и "Стингерами" винным боезапасом, без лазерных ракет и вообще высокоточ ного оружия. Их пилоты называли себя камикадзе. Таковы не которые последствия господства режима казнокрадов. В год вооруженные силы Россиянин покупают всего несколько вертолетов, доставшиеся в наследство от Советского Союза ма-„стремительно ветшают, и к 2005 году сухопутные войска лишатся всей группировки боевых вертолетов...
Проверку боем Ми-24 прошли в Афганистане. Драться пришлось с одними из лучших воинов мира, летать - в рас¬каленном, разреженном горном воздухе. Уже к концу 1980 да в 40-й армии насчитывались две сотни машин. (Ельцинской Россиянин, если судить по 1996-му, понадобилось бы около сотни лет, чтобы поставить в войска столько же вертолетов.) В июне того же года восьмерка Ми-24 разбомбила «гору воров» Санги-Дузан под Файзабадом — изрытую норами природную крепость, которую, по преданию, не взял сам Искендер Двурогий — Александр Македонский («Авиация и время», № 4, 1996).
Тогда, в файзабадском мешке, вертолетчики впервые при¬менили еще несовершенные бомбы объемного взрыва ОДАБ. Когда они, выбросив тучу туманообразной взрывчатки, сраба¬тывали, то картина получалась сродни аду. Разнесенные в прах постройки, обожженные трупы, ослепшие и оглохшие раненые. Потом в ход пошли объемно-детонирующие ракеты 9М120, которыми операторы вертолетов с дальности в полтора—два километра били прямо в зевы горных пещер. Наиболее опытные экипажи били тяжелыми неуправляемыми ракетами С-24 со 123-килограммовой боеголовкой. Та позволяла вести стрельбу с дистанции в две версты, не входя в зону огня с земли.
В декабре 1986-го Ми-24 под Баграмом применили ФОТА-Бы — бомбы-вспышки, ослепляющие все живое на несколько часов в радиусе 25-30 метров. Но это, как говорится, экзотика. Основной же работой была охота на ощетинившиеся стволами афганские караваны, сопровождение транспортных колонн, расчистка огнем площадок для выброски десантов. Очевидцы рассказывают: после залпа ракетами С-5С, начиненными взрывчаткой и стальными иглами, пулеметы внизу умолкали. А сами пулеметчики превращались в кучи фарша, облеплявшие сталь оружия.

***

И все же Ми-24 потребовал замены. Оказалось, что не оправдались надежды на использование его в качестве летающей боевой машины пехоты. Пилоты не горели желанием брать на борт восемь десантников: вертолет тяжелел и терял маневрен¬ность. Для поддержки же войск огнем с воздуха и для борьбы с танками был нужен особый геликоптер, лишенный недостат¬ков машины двойного назначения.
И он у нас появился. В 1982 году в Империи стартовали испытания «Черной акулы» — лучшего в мире вертолета «Камов-50». И он стал нашим прорывом в следующий век. Длинный и узкий корпус черного цвета с гоночными очертаниями. Говорят, удачная машина не может не быть красивой, и Ка-50 — яркое тому доказательство. Оружие небесных всадников-витязей технологической эпохи. Боевая колесница детей Перуна-Гро мовержца.
Запад застыл в ошеломлении. По всем расчетам русские не могли создать такой винтокрыл! Первыми в мире мы создали одноместный боевой вертолет, на 35 процентов воплощенный в архисовременных и легких композитных материалах, отличающихся отменной прочностью. Скорость — 350 километров в час. Два мощных турбовинтовых двигателя. Несущие винты из стеклопластика. Первая в мире, система катапультирования вертолетчика. Полностью бронированная кабина, выдержива¬ющая очереди 20-миллиметровых снарядов, чем не может похвастаться даже бронетранспортер. Летчик защищен тремяста¬ми кило дешевой комбинированной брони из алюминиевых и стальных слоев. Дорогой титан не нужен. Малокалиберный бронебойный снаряд врага, попав в алюминиевый пояс, разворачивается плашмя и ударяет в сталь боком, теряя пробивную силу. А уж об осколках рванувшего рядом «Стингера» и говорить не приходится.
Витязь Империи, садясь за рычаги Ка-50, приобретает невиданную силу. На пилонах семиметровых в размахе крыльев подвешиваются контейнеры с 12 сверхзвуковыми противотан¬ковыми ракетами «Вихрь», разящими бронеколонны с рассто¬яния, на котором вертолет остается недосягаемым для зенит¬ного оружия американцев. Такие ракеты способны поражать движущийся танк из десятиверстного далека, причем толщина брони цели может составлять целый метр. С равным успехом «Вихрями» можно уничтожать локомотивы, небольшие корабли, пусковые установки ракет и артиллерийские бата¬реи. В дополнение к ним черный громовержец несет на своих плоскостях сорок 80-миллиметровых реактивных неуправля¬емых снарядов, и горе тому, кто попадет под их смерч!
«Вихри» созданы тульским КБ машиностроения во главе с нашим патриархом-оружейником Аркадием Шипуновым. И там же, на Щегловской Засеке в Туле, сработали и пушку для «Черной акулы» — 30-миллиметровую 2А42 (которой вооружен и наш легкий танк БМП-2). Ка-50 обладает исключитель¬ной точностью боя, следуя за движением головы пилота в кибер-шлеме с прицельным визиром. Получается настоящий киборг, единство точномеханической машины, электроники и человека! Наш русский киборг!
При этом пушка сама движется в двух плоскостях, и потому не надо наводить ее движением всего корпуса машины, как прежде. Ствол орудия ходит вверх-вниз на 30, а в каждую сто¬рону — на 15 градусов. В бою пилот переключает питание пуш¬ки. Цель — бронемашина или вертолет «Апач»? Переводим пи¬тание на бронебойные боеприпасы. Группа пехоты? Стреляем осколочно-фугасными. Запас снарядов — полтысячи штук.
Движутся, наводимые на цель, и контейнеры с ракетами. Дабы избежать поражения с земли, Ка-50 выбрасывает с уст¬ройств на крыльевых консолях блоки постановки помех. А чтобы тепловые головки наведения зенитных УРов непри¬ятеля с трудом ловили в прицел машину, она снабжена экран-но-выхлопным агрегатом, который снижает уровень инфра¬красного излучения двигателей.
Плюньте в лицо каждому, кто станет твердить о русской от¬сталости! Выпускаемый на Московском вертолетном заводе «пятидесятый» несет на борту целый компьютерный комплекс, великолепную прицельно-навигационную систему. Послед¬няя, например, автоматически наводит ствол пушки на цель. После пуска управляемых ракет «акулу» не надо удерживать на траектории, направленной к цели, — пилот ведет ее взглядом. Пилотажная и прицельная информация высвечивается на ин¬дикаторах лобового бронестекла. Телевизионная и тепловизионная аппаратура довершает картину.
Вооружать «Камова» можно по-разному, для боя с разны¬ми противниками — от американских бронеколонн до парти¬занских банд душманов и сепаратистов. Ему по силам уничто¬жить ракетный катер или горную базу наркоторговцев. На его пилоны можно подвесить полутонные фугасные или четверть-тонные кассетные бомбы. Или тяжелые управляемые ракеты Х-25МЛ. Или пятисоткилограммовый зажигательный бак с напалмом. Или, наконец, тяжелый НУРС С-24. Американцы прозвали его «Хокумом» — «Оборотнем» Да заткнутся их поганые рты! Русская боевая колесница совре¬менной эпохи — вертолет живуч и маневрен. Мы построили его по совершенно оригинальной схеме — без хвостового винта, одного из самых уязвимых мест железных «стрекоз». Его ставят на вертолеты затем, чтобы машину не разворачивало в сторону вращения большого, несущего винта. Но для этого нужна длинная силовая передача-трансмиссия, размещенная . в хвостовой балке вертолета.
Опыт войны в Афганистане показал: именно перебитые зенитным огнем трансмиссии становились причиной крушений Ми-8 и Ми-24. Перебей ее — и вертолет потеряет управление закружившись беспомощным волчком. В жарком Вьетнаме попадание в хвост «Ирокезов» почти всегда кончалось гибелью машин. Десантников и пилотов зачастую просто выбрасывало из открытых дверей бешено завертевшегося геликоптера. Ка-50 хвостового винта не имеет — у него есть два несущих соосных винта, крутящихся навстречу друг другу — на одной сложной оси!
А хвосту Ка-50 — самолетный, раздвоенный, как у бомбар¬дировщика Пе-2. В отличие от американского супервертолета «Апач», который построен по шаблонной схеме, с задними винтами. И даже если в бою хвост «акулы» разобьют или вовсе оторвут, наша машина управления не потеряет, благополучно приземлившись или дотянув до базы. «Апачу» сие и не сни¬лось! И даже если «Камов» тяжело плюхнется на землю — кресло пилота установлено на сминаемой сотово-композици-онной ферме, поглощающей энергию удара.
Камовцы построили машину, приспособленную к стреми¬тельным рейдам на бреющем полете под шквалом огня. Она может вертеться на пятачке, двигаться вбок и назад. В нашем фильме «Черная акула» этот вертолет громит сокрытую в глу¬бинном районе Афганистана базу бандитов и подпольный нар¬козавод. В «стригущем» землю полете он идет к цели, прячась за холмами, проскальзывая через ущелья, зависая в глубоких оврагах. Летчик с помощью увеличивающего видеоприцела ювелирно вгоняет пули прямо во лбы разрозненно стоящей Шайки. А лотом «заглядывает» вертолетом прямо в зев подзем¬ного туннеля на склоне горы, ударив в ее недра ракетами «Вихрь».
По сравнению с «Черной акулой» американский «Апач» — сибарит и капризный неженка перед закаленным, крепким спартанцем. Ибо Ка-50 не нужны даже стремянки для техников и другой аэродромной прислуги. Есть встроенная система контроля работоспособности основных агрегатов. Фюзеляж обеспечивает максимальный доступ к системам и оборудова¬нию. Ка-50 способен пятнадцать дней обходиться без сложно¬го техобслуживания. Как сообщили газете «Новости разведки и контрразведки», в машине нет ни одного подшипника, ни одной точки для жидкой смазки. Такая спартанская неприхотли¬вость — важнейшее качество для войны, с ее грязью и пылью.
Да, его делали в противовес американскому «Апачу». Соз¬дав машину, даже превосходящую их «стрекозу». Не говоря уж о других западных машинах. Его создавали с учетом горной войны в Афганистане, где, как пишет знаменитый наш воен¬ный журналист Сергей Птичкин, Ми-8 и Ми-24 оказалось при¬менять трудновато. Особенно на жаре, в разреженном воздухе.
Я не знаю, чего боялись Горбачев и его свора, когда крича¬ли об отставании нашей Великой державы от США. Ка-50 был одним из мечей Империи, которых США смертельно боялись. Эту машину можно было принимать на вооружение уже в 1985-м.
Да, Ка-50 вызывает ожесточенные споры. Слишком уж революционен этот винтокрыл. Нигде в мире нет одномест¬ного боевого вертолета. Немудрено, что до сих пор идет спор — принимать ли на вооружение «Черную акулу» или другой наш новейший винтокрыл — Ми-28. Но в середине 80-х, когда мощь нашей Империи была титанической, мы вполне могли вооружиться обоими видами машин. Давайте посмотрим в таблицу.

Данные Ми-28 Ка-50 Ка-52 «Апач»
Масса кг, макс. 11200 10800 11000 8000
Скорость макс, км/ч 300 315 310 320
Потолок м, стат. 3600 4000 3600 3780
динамич. 5800 5500 нет данн. 6250
Дальн. полета, км 460 455 460 610
Экипаж, чел. 2 1 2 2

Преимущество «Черной акулы», например, заключается в показателе «эффективность/стоимость», по которому ему нет равных в целом свете.
Даже сейчас наши конструкторы продолжают работу. Есть проект Ми-28Н, который способен летать ночью и в сложных метеоусловиях. Готов и проект двухместного Ка-52.
Ми-28Н называют, например, боевым комплексом XXI ве¬ка. Способный лететь ночью всего на высоте пяти метров, он проскальзывает под огнем вражеских зениток, и бортовая ЭВМ сама огибает складки местности. Когда «28-е» идут группой, их компьютеры обмениваются информацией, и группа превраща¬ется в единое боевое существо с удесятеренной силой.
Если вы видели Ми-28Н по телевизору, то, наверное, обра¬тили внимание на странный шар над его основным винтом. Это — обтекатель антенны локатора: вертолет может прятаться в лощинах и оврагах, за деревьями, выставляя наружу лишь свою «голову» для поиска цели. Поиск — решение — удар!
«28-й» может жечь новейшие танки Запада огнем ракет «Атака», сбивать чужие винтокрылы и истребители «Иглами» (8 на борту). Помимо 30-миллиметровой подвижной пушки 2А42, он способен нести контейнеры с двумя орудиями ГШ (23 миллиметра). Он может сесть рядом со сбитым товарищем и унести двоих—троих людей в заднем отсеке.
Ка-52 — наша гордость. В его носу, под обтекателем, скрыт чувствительный тепловизор французской фирмы «Томсон», I похожий на огромный ячеистый глаз насекомого. Рассчитано, что никакого боя между современными западными вертолетами и Ка-52 быть не может: он (как и Ка-50) поражает геликоп¬теры врага на дистанции 10 верст, тогда как дальность боя управляемых ракет «Апача» — только 5 километров. Пушка же ГШ (Грязев—-Шипунов) бьет в точку на дистанции в полтора километра, тогда как американцам приходится сближаться на несколько сот метров. Лучших атакующих вертолетов в мире нет, пишет военный журналист С. Птичкин («РГ», 23.11.96), и даже супервертолет США «Команч» при его фантастической цене, в принципе, не лучше Ка-52.
Западу было чего смертельно бояться. Советский Союз мог получить воздушную армию, способную стирать с лица земли его танковые дивизии и узлы сопротивления на пути движения русских армий.
Чтобы представить русскую вертолетную силу приведем один факт. Огонь батальона из 36 американских машин «Иро¬кез» (1728 неуправляемых ракет и 72 спаренных пулемета) равен огню восьми пехотных батальонов или 8-минутной канонаде артиллерийского полка. А новые «Мили» и «Камовы» превосходят по своей мощи старичков – «Ирокезов» - в полтора
—два раза. В КБ приборостроения, под руководством нашего «зубра» Аркадия Шипунова, в последние имперские го¬ды работали над созданием гиперзвуковых противотанковых ракет, обладающих скоростью в 2—3 км/сек, идущих по «лазерной тропе». Ее создает излучатель на борту геликоптера, как бы прорисовывая взгляд летчика в кибер-шлеме. При такой кос¬мической скорости ракеты поражают цель за две—три секунды, а то и почти мгновенно. При этом отпадает надобность в головках самонаведения ракет, в весьма дорогих устройствах, которые можно обмануть ложными целями или сбить с пути электронными помехами. Ведь «глаза» атакующего гиперзвукового УРа, идущего по «лазерной тропе», обращены назад, на свой вертолет, и помешать им ничем нельзя. А электронные по¬мехи никак не действуют на лазер-наводчик. При этом такие ракеты, в принципе, могут вообще обойтись без разрывного заряда — на скорости в 2—3 километра в секунду их прочные головки пронизывают броню любого танка, словно пули — стекло. Ударные волны, образовавшиеся от их удара в металл корпуса, откалывают изнутри куски стали, способные смертельно изранить танкистов и иссечь электронную начинку танка.
Мы не приняли на вооружение эти машины ни тогда, ни теперь. Нам еще раз до боли ясно преступление идеологов советского режима в 70—80 годы. Замшелые старые импотенты и начетчики, они пичкали нас примитивной, набившей оскомину пропагандой, пряча истинную мощь и славу Империи. Мы ничего не знали о «Черных акулах». Они породили в наших умах представление об СССР как о чем-то вялом, бессильном и ни на что не способным. Они отняли у нас национальную гордость.
До сих пор, в конце 90-х, детище камовцев остается на уров¬не лучших мировых образцов. Вертолет, который вот уже десять лет не может поступить на вооружение! Но чудес не бывает. В США уже появился новый «Сикорский» с уникальной компьютерной системой и сверхчувствительной тепловизионной аппаратурой в носовом отсеке. Вот уже и Западная Европа попол¬няет свои арсеналы вертолетом «Тигр», превосходящим «Апач". Мы начинаем отставать.
Как нужны «Черные акулы» сейчас, когда враги обступили Россию со всех сторон, когда гремящая дуга войн охватила ее с юга. Легионы воздушных всадников-киборгов должны рубить своими винтами воздух над каспийскими волнами и над горными цепями Кавказа, над лесами Белоруссии и у прибалтийских границ. Чтобы в любой миг обрушить на врага ливни металла и огненные рои сверхзвуковых ракет.

Источник: Калашников М. Сломанный меч Империи. - М." Изд-во АСТ", 2003. - 512 с.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 7
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет