Дивизионный самоходный зенитный ракетный комплекс "ТОР"
В течение десятилетия, охватившего период разработки комплекса "Оса", изменились как задачи, стоящие перед войсковыми ЗРК, так и возможности их решения. Помимо традиционной борьбы с пилотируемой авиацией, войсковые ЗРК должны были обеспечить перехват и авиационных высокоточных средств поражения — ракет «воздух-земля», планирующих авиабомб типа "Уоллай", а также крылатых ракет, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) типа BGM-34. Эффективное решение этих задач требовало автоматизации всего процесса боевой работы, применения более совершенных радиолокационных средств. В частности, применение ЗРК против авиационных средств поражения требовало повышения энергетического потенциала радиолокационных станций, обеспечения минимального времени реакции комплекса.
Изменившиеся воззрения на характер возможных боевых действий сняли обязательность требований по обеспечению возможности форсирования войсковыми зенитными комплексами водных преград вплавь, но определили потребность в обеспечении для боевых машин этих ЗРК одинаковой скорости движения и степени проходимости с танками и БМП прикрываемых частей В сочетании с необходимостью увеличения боекомплекта ЗУР это обусловило переход дивизионного ЗРК с колесного на более тяжелое гусеничное шасси.
В 1972 г. была проведена НИР по определению путей создания унифицированных ЗРК для Сухопутных войск, Войск ПВО страны, Воздушно-десантных войск и кораблей флота Рассматривались варианты ракет с самонаведением и с командным наведением, оценивалось внедрение фазированных антенных решеток в системы сопровождения цели. По результатам НИР были подготовлены соответствующие предложения в правительственные органы.
Опытно-конструкторская работа по созданию ЗРК "Top" (9K330) началась в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 февраля 1975 г. в кооперации, в основном сложившейся при разработке ЗРК "Оса", и продолжалась до 1983 г. Как и при одновременном создании ЗРК "Оса" и "Оса-М", в параллель с разработкой ЗРК для Сухопутных войск были развернуты работы и по частично унифицированному с ним корабельному комплексу "Кинжал". Разработка ЗРК "Кинжал" была поручена НПО "Альтаир".
Головным разработчиком ЗРК "Тор" был определен НИЭМИ МРП (бывший НИИ-20 ГКРЭ). Главным конструктором комплекса в целом был назначен В.П. Ефремов, а боевой машины 9А330 этого ЗРК — И.М. Дризе. Ракету 9М330 для комплекса "Тор" проектировало МКБ "Факел" МАП (бывшее ОКБ-2 ГКАТ) во главе с П Д. Грушиным. В разработке боевых машин и ЗУР, средств технического обеспечения и обслуживания принимали участие и другие организации промышленности.
На ранней стадии ОКР пришлось отказаться от применения самонаведения. Рассматривался и вариант с наклонным стартом ракеты, но в этой схеме боевой машины струя мощного двигателя новой ЗУР оказывала неприемлимое воздействие на антенну, а классическое размещение большого боекомплекта на пусковом устройстве с наклонным стартом требовало слишком большой энергетики приводных систем. В.П. Ефремов предложил вертикальный пуск, что было вначале встречено довольно скептически, так как соответствующая компоновка боевой машины накладывала жесткое ограничение на длину ракеты — не более 3 м.
Отработанная при создании зенитных ракетных систем С-300 схема вертикального пуска ракет создавала определенные предпосылки для реализации аналогичного технического решения в ЗРК "Тор". Вертикальное размещение восьми ЗУР по оси башни боевой машины, защищало их от неблагоприятных погодных воздействий и от поражения осколками снарядов и бомб. При этом пусковое устройство оказалось впятеро легче ракет, в то время как в комплексе "Роланд" оно весит столько же, сколько ракеты.
Боевая машина 9А330 имела в своем составе станции обнаружения целей
(СОЦ) и наведения (СН), специальную ЭВМ, пусковое устройство, обеспечивавшее вертикальный поочередный старт восьми ЗУР, а также аппаратуру различных систем (стартовой автоматики, системы навигации и топопривязки, документирования процесса боевой работы, системы функционального контроля боевой машины, жизнеобеспечения, автономного электропитания с применением газотурбинного электрогенератора).
Все указанные технические средства располагались на самоходном гусеничном шасси высокой проходимости ГМ-355 разработки Минского тракторного завода, унифицированном с шасси зенитного пушечно-ракетного комплекса "Тунгуска". Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматичекая подвеска, изменяющийся клиренс шасси обеспечивали боевой машине высокую маневренность и повышенную проходимость по сложной местности. Масса боевой машины с восемью ЗУР и боевым расчетом из четырех человек составляла 32 т.
Станция обнаружения целей комплектовалась системами опознавания их государственной принадлежности и стабилизации основания антенны. Станция являлась когерентно-импульсной РЛС кругового обзора сантиметрового диапазона волн с частотным управлением лучом по углу места. Луч (парциал) шириной 4 град, по углу места и 1,5 град, по азимуту мог занимать восемь положений в угломестной плоскости, перекрывая сектор в 32 град. Мог производиться одновременный обзор по углу места в трех парциалах. Очередность обзора по парциалам устанавливалась специальной программой ЭВМ. Основной режим работы предусматривал темп обзора зоны обнаружения за 3 с, причем нижняя часть зоны просматривалась дважды. В случае необходимости можно было обеспечить обзор пространства в трех выбранных парциалах с темпом 1 с. Отметки с координатами до 24 обнаруженных целей завязывались в трассы (до десяти трасс). На индикаторе командира высвечивались цели в виде точек с характеризующими величину и направление скорости ее движения векторами, рядом с которыми отображались формуляры, содержащие номер трассы, номер цели по степени опасности (по минимальному времени вхождения в зону поражения), номер парциала, в котором находилась цель, и признак производимой операции (поиск, сопровождение и т.д.). При работе в сильных помехах для станции обнаружения целей была предусмотрена возможность бланкирования сигналов из забитого помехами направления. В случае необходимости имелась возможность ввести в ЭВМ координаты цели из сектора бланкирования для выработки целеуказания путем ручной накладки маркера на прикрытую помехами цель и ручного "скалывания" отметки.
Разрешающая способность станции обнаружения целей была не хуже 1,5-2 град, по азимуту, 4 град, по углу места и 100 м по дальности. Максимальные ошибки определения координат цели составляли не более половины указанных величин разрешающей способности.
При средней мощности передатчика 1,5 кВт и коэффициенте шума приемника 2-3 дБ, станция обнаружения целей обеспечивала обнаружение самолета типа F-15, летящего на высотах от 30 до 6000 м, на дальностях 25-27 км с вероятностью не менее 0,8, а беспилотных средств воздушного нападения — на дальностях 15 км с вероятностью не менее 0,7. Находившиеся на земле вертолеты с вращавшимися винтами обнаруживались на дальности 6-7 км с вероятностью 0,4-0,7, зависавшие в воздухе — в 13-20 км с вероятностью 0,6-0,8, а осуществлявшие подскок с земли на высоту 20 м — в 12 км с вероятностью не менее 0,6.
Коэффициент подавления отсаженных от местных предметов сигналов в цифровом канале приемной системы станции обнаружения целей превышал 44 дБ, в аналоговых каналах — 40 дБ. Защита от противорадиолокационных ракет обеспечивалась их обнаружением и поражением своими ЗУР.
Станция наведения с одним целевым каналом, двумя ракетными каналами и каналом координатора захвата ЗУР представляла собой когерентно-импульсную РЛС сантиметрового диапазона волн с малоэлементной фазированной антенной решеткой, формировавшей луч шириной 1 град по азимуту и по углу места и обеспечивавшей электронное сканирование луча в соответствующих плоскостях. Станция осуществляла автоматический практически мгновенный допоиск цели в секторе 3 град, по азимуту и 7 град, по углу места, при приеме целеуказания от станции обнаружения целей, автосопровождение одной цели по четырем координатам моноимпульсным методом, пуск одной или двух ЗУР (с интервалом 4 с) и их наведение.
Передача на борт ЗУР команд осуществлялась единым передатчиком станции через фазированную антенную решетку. Эта же антенна обеспечивала за счет электронного сканирования луча одновременное измерение координат цели и двух наводимых на нее ЗУР. Частота обращения луча к каждому объекту составляла 40 Гц.
Разрешающая способность станции наведения была не хуже 1 град, по азимуту и по углу места, 100 м по дальности. Средне-квадратические ошибки автосопровождения истребителя составляли не более 0,3 д. у. по азимуту и по углу места, 7 м по дальности и 30 м/с по скорости. Среднеквадратические ошибки сопровождения ЗУР по азимуту и по углу места были того же порядка, а по дальности — не более 2,5 м.
При средней мощности передатчика 0,6 кВт и чувствительности приемника 4x1013 Вт станция наведения обеспечивала дальность перехода на автосопровождение истребителя, равную 23 км, с вероятностью 0,5 и 20 км — с вероятностью 0,8.
Ракеты находились в пусковом устройстве боевой машины без транспортных контейнеров и запускались вертикально с помощью пороховых катапульт Пусковое и антенное устройства боевой машины конструктивно были объединены в антенно-пус-ковое устройство, вращающееся относительно вертикальной оси
Твердотопливная ракета 9М330 выполнена по схеме "утка" и оснащена газоструйной системой склонения. В соответствии с описанием, приведенном в учебнике "Проектирование зенитных управляемых ракет" под редакцией И.С. Голубеева и В Г. Светлова М., МАИ, 1999 г., ракета состоит из пяти отсеков
Первый отсек представляет собой радиопрозрачный обтекатель.
Второй отсек состоит из двух свариваемых частей. На переднем торце отсека закреплен передатчик радиовзрывателя, антенна которого расположена под обтекателем. В передней части отсека на единой плате смонтированы рули, блок из четырех рулевых машин с системой газораспределения для их питания горячим газом Плата приварена к переднему торцу рулевого шпангоута, на заднем торце которого устанавливается блок источников горячего газа, состоящий из гагогенератора и газоструйной системы склонения.
Третий отсек служит для размещения бортовой аппаратуры — автопилота, приемника радиовзывателя, блока радиоуправления, источника электропитания. Бортовая аппаратура механически связана в моноблок, закрепленный на обечайке отсека. Справа и слева по бортам отсека расположены приемные антенны радиовзрывателя, сверху и снизу — приемно-передающие антенны блока радиоуправления и радиовизирования. За моноблоком находится осколочно-фугасная боевая часть, в передней нише которой установлен предохранительно-исполнительный механизм.
Четвертый отсек — однокамерный односопловой двухрежимный твердотопливный двигатель. Стартовая тяга примерно вчетверо превышает тягу на маршевом участке.
Пятый отсек представляет собой крыльевой блок. Консоли крыльев закреплены на подшипнике, что снижает возмущения от косой обдувки.
В ракете применены складные консоли крыльев, которые после выхода из контейнера раскрываются заключенными в цилиндрические кожухи торсионами и фиксируются в полетном положении. В транспортном положении левые и правые консоли складываются навстречу друг другу- Пороховое катапультирующее устройство находится снаружи корпуса ракеты. Загрузка ракет в боевую машину осуществляется с помощью транспорт-но-заряжающей машины комплекса.
При старте ракета выбрасывается катапультой вертикально со скоростью около 25 м/с. Склонение ЗУР на заданный угол, величина и направление которого вводились перед стартом в автопилот со станции наведения, осуществляется до запуска двигателя ракеты в результате истечения продуктов сгорания специального газогенератора через четыре двухсопловых блока газораспределителя, установленного на основании аэродинамического руля. Газореактивная система пропорционального регулирования обеспечивает управление ракетой по трем каналам. Применение «скользящего уплотнения» по сравнению с обычными клапанами создает более благоприятные условия работы подвижных газораспределителей под воздействием горячих газов, хотя и связано с утечками продуктов сгорания, которые при времени работы 1-2 с не превышают 5-8%. Суммарное управляющее усилие изменяется пропорционально углу поворота аэродинамического руля, достигая максимума при отклонении руля на 10 град. Объединение аэродинамического руля и газораспределителя в единый блок позволило исключить применение специального привода для системы склонения. Газодинамическое устройство заклоняет ракету в нужном направлении, а затем, перед включением твердотопливного двигателя, стабилизирует ее в направлении кинематической траектории.
Запуск двигателя ЗУР осуществлялся на высоте 16-21 м от среза пускового устройства (либо по истечении заданной односекундной задержки от старта, либо по достижении угла отклонения оси ракеты от вертикали 50 град.). Таким образом, весь импульс РДТТ расходуется на придание ракете скорости в направлении цели. После запуска начинается набор скорости ракеты, которая на дальности 1,5 км составляет 700-850 м/с. Процесс командного наведения начинается с дальности 250 м. Ракета способна отрабатывать маневры с перегрузками до 30 единиц, поражая цели, маневрирующие с перегрузками до 12 единиц. В связи с широким диапазоном линейных размеров цели (от 3-4 до 20-30 м) и параметров ее движения (от 10 до 6000 м по высоте и от 0 до 700 м/с по скорости) для оптимального их накрытия осколками боевой части широкого диапазона целей на больших высотах со станции наведения на борт ЗУР выдавались значения задержки времени подрыва боевой части по отношению к моменту срабатывания радиовзрывателя, зависящие от скорости и ракурса сближения ракеты с целью. В результате обеспечивается поражение самолетов в центр фюзеляжа, элементов высокоточного оружия — в район системы управления, боевой части. На малых высотах осуществляется селекция подстилающей поверхности и срабатывание радиоврывателя только от цели.
Стартовая масса ракеты 9М330 составляет 165 кг (в том числе БЧ — 14,8 кг), длина ЗУР — 2898 мм, диаметр корпуса — 235 мм, размах крыла — 650 мм. Для отработки системы старта ракеты был построен специальный стенд. Опытное антенно-пусковое устройство проходило отработку на выносном лафете. Часть аппаратуры, рабочие места операторов, ряд других систем разместили в расположенном поблизости защищенном сооружении. Это повысило безопасность проведения испытаний, включавших в себя отработку вертикального пуска ракеты с еще не включенным двигателем.
Совместные испытания ЗРК "Тор" проходил с декабря 1983 г. по декабрь 1984 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко) под руководством комиссии, которую возглавлял Р.С. Асадулин. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 г. ЗРК был принят на вооружение. Частично унифицированный с ЗРК "Тор" комплекс "Кинжал" с единой ЗУР 9М330 поступил на вооружение кораблей спустя еще три года.
Серийное производство боевой машины 9А330 было организовано на Ижевском электромеханическом заводе МРП, ЗУР 9М330 — на Кировском машиностроительном заводе им. XX партсъезда МАП, гусеничных шасси — на Минском тракторном заводе МСХМ.
Комплекс обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 300 м/с, на высотах от 0,01 до 6 км в диапазоне дальностей от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При скорости малоразмерной (с эффективной поверхности рассеяния от 0,1 м2) цели 700 м/с максимальная дальность поражения уменьшалась до 5 км, диапазон высот поражения сужался до интервала от 0,05 до 4 км, а параметр не превышал 4 км. Эффективность поражения самолетов одной ЗУР составляла 0,44-0,77, вертолетов — 0,50-0,88, ДПЛА — 0,85-0,955.
Время реакции комплекса равнялось 8-12 с, перевода в боеготовное и походное положения — 3 мин. Заряжание боевой машины с помощью ТЗМ занимало не более 18 мин.
Организационно ЗРК "Тор" сводились в зенитные ракетные полки дивизий. Полки состояли из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по четыре боевых машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания. Таким образом, в полку ЗРК "Тор" насчитывалось 16 боевых машин со 128 боеготовными ракетами. Еще 192 ракеты боекомплекта полка размещались на транспортно-заряжающих и транспортных машинах.
В качестве батарейного командирского пункта временно использовались пункты управления ПУ-12М, а в качестве КП полка — ПУ-12М или машина сбора и обработки информации МП25 и машина боевого управления МП22, разработанные в составе средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) фронта и входившие также в комплект средств автоматизированного пункта управления начальника ПВО дивизии. С КП полка сопрягалась РЛС обнаружения П-19 или "Каста-2-2" из состава радиолокационной роты полка.
Основным видом боевой работы ЗРК "Тор" была автономная работа батарей, но не исключалось централизованное и смешанное управление этими батареями начальником ПВО дивизии и командиром зенитного ракетного полка .
Первый полк ЗРК "Тор" был сформирован в конце 1980-х гг.
Одновременно с принятием на вооружение ЗРК "Тор" начались работы по его модернизации.
В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК, получившего индекс "Тор-М1" (9К331), принимали участие:
- Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") — головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П. Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) — заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 — И.М. Дризе;
- Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод" МРП — по конструктивной доработке боевой машины;
- Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП — по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н. Жарый);
- Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущее предприятие НПО "Агат") — по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта «Ранжир» (9С737) — главный конструктор А.В. Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации.
В результате модернизации в ЗРК был введен второй целевой канал, в ракете применена боевая часть с осколками БЧ из материала высокой плотности, реализовано размещение ЗУР в транспортно-пусковом контейнере, увеличились зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир» для управления боевыми машинами в составе батареи, улучшены показатели электромагнитной совместимости.
В состав боевых средств ЗРК "Тор-М 1" входили:
- боевая машина 9А331;
- ракетный модуль 9М334 с четырьмя ЗУР 9М331 (два модуля в боевой машине);
- батарейный командирский пункт 9С737
В состав средств технического обеспечения и обслуживания этого ЗРК входили те же средства, которые использовались в ЗРК "Тор", с доработкой транспортно-заряжающей машины 9Т231 и транспортной машины 9Т245 в связи с использованием в ЗРК "Тор-М 1" ракетных модулей 9М334.
В боевую машину 9А331 были внесены следующие изменения (по сравнению с 9А330): - использована новая двухпроцессорная вычислительная система повышенной производительности, которая реализовала двухканальную работу по целям, защиту от ложных трасс целей, расширенный функциональный контроль;
- в станции обнаружения целей введены трехканальная цифровая система обработки сигналов, обеспечивавшая улучшенное подавление пассивных помех без проведения дополнительного анализа помеховой обстановки, автоматически переключаемый избирательный фильтр во входных устройствах приемника, обеспечивавший за счет частотной селекции каждого парциала более эффективные электромагнитную совместимость и помехозащищенность станции, во входных устройствах приемника заменен усилитель для повышения чувствительности, внедрена автоматическая регулировка мощности, поступавшей в каждый парциал при работе станции, изменен порядок обзора для уменьшения времени завязки трасс целей, введен алгоритм защиты от ложных отметок;
- в станции наведения использован новый тип зондирующего сигнала, обеспечивавший обнаружение и автосопровождение зависающего вертолета, в телевизионно-оптическом визире применен автомат сопровождения цели по углу места для повышения точности ее сопровождения, введены улучшенный индикатор команд/,ja и аппаратура сопряжения с унифицированным батарейным командирским пунктом "Ранжир" (радиостанции и аппаратура передачи данных).
Впервые в практике создания ЗРК применен четырехместный транспортно-пусковой контейнер (ТПК) 9Я281 для ЗУР9М331 (9М330) с корпусом из алюминиевых сплавов, который в совокупности с этими ЗУР составил ракетный модуль 9М334.
Масса модуля с четырьмя ЗУР с катапультами и ТПК составила 936 кг. Корпус ТПК был разделен диафрагмами на четыре полости. Под снимаемой перед загрузкой в боевую машину передней крышкой были размещены четыре пенопластовые защитные крышки, герметизировавшие каждую полость ТПК и разрушавшиеся ракетой при ее старте. В нижней части корпуса ТПК были установлены механизмы электроразъемов для соединения электрических цепей ЗУР и ТПК С электрическими цепями боевой машины ТПК соединялся через бортовые электроразъемы. Рядом с крышками этих разъемов имелись закрываемые пробками люки для переключения частотных литеров ЗУР при их установке на боевую машину. Для транспортировки и хранения ракетные модули собирались с помощью балок в пакеты - - до шести модулей в пакете. Транспортная машина батареи 9Т244 способна перевозить два пакета из четырех модулей, транспортно-заряжающая машина — два пакета из двух модулей.
Ракета 9М331 была полностью взаимозаменяема с ракетой 9М330 и могла использоваться в ЗРК "TОР". "Тор-М 1" и в корабельном ЗРК "Кинжал"
Значительным отличием ЗРК ТОР-М1 от комплекса "ТОР" являлось наличие в составе его боевых средств унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир", предназначенного, в маетности, для автоматизированного управления боевыми действиями ЗРК в составе зенитного ракетного полка, вооруженного этим комплексом, и состоявшего из командного пункта (пункта боевого управления), четырех зенитных ракетных батарей (по четыре боевых машины 9А331 и унифицированному батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания
Основное предназначение унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" применительно к ЗРК "Тор-М 1"— управление автономными боевыми действиями зенитных ракетных батарей (с постановкой и контролем выполнения боевых задач боевым машинам, целераспределением между ними, выдачей им целеуказаний). Централизованное управление должно было осуществляться через унифицированный батарейный командирский пункт батареями полка "Тор-М1" с командного пункта полка, на котором предполагалось использовать командно-штабную машину МП22-Р и специальную машину МП25-Р, разработанные в составе АСУВ фронта. В свою очередь с КП полка должен был сопрягаться вышестоящий командный пункт — пункт управления начальника ПВО дивизии, также имевший в своем составе указанные машины. С этим КП сопрягались РЛС обнаружения "Купол" или "Каста-2-2".
На индикаторе унифицированного батарейного командирского пункта 9С737 могло отображаться до 24 целей по данным от вышестоящего командного пункта (КП полка или ПУ начальника ПВО дивизии) и до 16 целей по данным боевых машин своей батареи. Отображалось также не менее 15 наземных объектов, с которыми пункт вел обмен информацией Темп обмена информацией составлял 1 с с вероятностью доведения ее, команд и донесений не менее 0,95. Работное время унифицированного батарейного командирского пункта в полуавтоматическом режиме по одной цели составляло не более 5 с. На пункте обеспечивалась возможность работы с неавтоматизированным планшетом воздушной обстановки и топографической картой.
Информация, принимавшаяся от боевых машин и других источников, отображалась на индикаторе в масштабе от 12 до 100 км в виде точек с формулярами целей, в состав которых входили признак государственной принадлежности цели и ее номер. Кроме того, на экране индикатора высвечивались положения реперной точки, вышестоящего КП, РЛС и зоны поражения боевых машин.
Унифицированный батарейный командирский пункт осуществлял целераспределение между боевыми машинами, выдачу им целеуказании и при необходимости — команд запрета стрельбы. Время развертывания и подготовки его к боевой работе составляло не более 6 мин. Вся аппаратура (с источником питания) размещалась на шасси гусеничного легкого бронированного плавающего многоцелевого тягача МТ-ЛБу. Расчет пункта
— 4 человека.
Государственные испытания ЗРК "Тор-М1" проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 г.
По сравнению с ЗРК "Тор" вероятность поражения одной ЗУР при стрельбе по крылатым ракетам типа ALCM была увеличена до 0,56-0,99, по ДПЛА типа BGM — до 0,93-0,97, по самолетам типа F-15 — до 0,45-0,80 и по вертолетам типа "Кобра" — до 0,62-0,75.
Зона поражения ЗРК "Тор-М1" при стрельбе одновременно по двум целям оставалась практически такая же, как у комплекса "Тор" по одной цели. Время реакции комплекса "Тор-М1" составляло 4,7-8 с при стрельбе с места; с 6 до 10 с — при стрельбе с короткой остановки после движения.
Время заряжания боевой машины 9А331 двумя ракетными модулями с использованием транспортно-заряжающей машины 9Т244 составляло 25 мин, что несколько превышало время раздельного заряжания 9А330 боекомплектом из восьми ЗУР.
Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1" было организовано на предприятиях, которые производили средства ЗРК "Тор". Новые средства (четырехместный транспортно-пусковой контейнер для ЗУР 9А331 и аппаратура для унифицированного батарейного командного пункта 9С737) производились, соответственно, в ПО "Кировский машиностроительный завод им. XX партсъезда" МАП и на Пензенском радиозаводе МРП.
Не имеющие аналогов в мире ЗРК "Тор" и "Тор-М1", способные поражать воздушные элементы высокоточного оружия, неоднократно показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях и на выставках современного оружия в ряде стран мира.
В частности, в 1993 г. при проведении выставки в Абу-Даби в исключительно сложных климатических условиях были поражены все восемь летящих мишеней — реактивных снарядов систем залпового огня МД-20, запущенных на дальность 17 км в заранее неизвестные моменты времени. Примечательно, что присутствующие на данной выставке французские разработчики ЗРК "Кроталь" и американцы, представлявшие комплекс ADATS, отказались от проведения стрельб в подобных условиях. Убедительным свидетельством преимуществ комплексов "Тор" стала их поставка в Грецию по результатам выигранного в 1998 г. тендера. По данным справочника Jane's, из первой поставленной партии (21 комплекс) шесть размещены на Кипре. Эффективность поставленных комплексов подтверждена стрельбами, выполненными батареей "Тор-М1" в 2000 г. на Крите на предельную дальность 12 км. Помимо Греции, по данным справочника Jane's, 15 ЗРК семейства "Тор" получил Китай, которым заказано еще 20 комплексов. Среди стран, приобретающих эти ЗРК, там же указывается и Индия.
Комплексы семейства "Тор" продолжают совершенствоваться. В частности, проведена работа по замене минского гусеничного шасси ГМ-355 на разработанное в подмосковных Мытищах ПО "Метровагонмаш" ГМ-5955.
Проводятся также работы по вариантам комплекса с размещением основных элементов на колесных базах — в самоходном варианте на автомобильных шасси и в перевозимом, на прицепах. В последнем варианте ("Тор-М1Т") взамен боевой машины вводится аппаратная кабина на шасси автомобиля "Урал-5323" и прицеп с антенно-пусковым постом. При этом время развертывания увеличивается с 3 до 8 мин, свертывания — с 2 до 12 мин.
Ведутся работы и по стационарному варианту комплекса "Тор-М1ТС"
Дальнейшая, более глубокая модернизация, проработанная в 1990-х гг., предусматривает значительное повышение тактико-технических характеристик этого комплекса.
Источник: Техника и вооружение, №7, 2003