БРДМ - 2
В последние годы история отечественной бронетехники, созданной во второй половине XX века, привлекает к себе большое внимание и со стороны профессионалов, и со стороны любителей. Изучение ее затруднено отсутствием достоверной информации. По вполне объяснимым причинам архивные материалы по этим машинам в основном засекречены. Несколько лет назад в Центральном Архиве Нижегородской области был полностью рассекречен фонд Горьковского автозавода, включая документы, посвященные разработке оборонной технике. К сожалению, не весь секретный фонд ГАЗа был передан в архив. С 1967 года из-за переполнения хранилища секретных документов областной архив перестал принимать их на хранение; с этого момента ГАЗ оставлял документы в своем архиве, и судьба их неизвестна.
История послевоенных боевых машин, еще как следует не изученная, уже успела обрасти легендами. Работа с архивными документами опровергает многие из них.
Легенда первая: «В оборонке порядок». Да никакого порядка не было. Срыв плановых сроков работ по машине - рядовое явление. С секретностью тоже не все ладно. Ее регулярно нарушали, причем доходило до смешного: на секретном БТР-40 люди поехали домой обедать, попали в аварию - и вот ГАИ запрашивает завод, как называть машину в протоколе. И то, что уборщицы лазили вытирать пыль в секретные машины, не имея на то соответствующего допуска - быль, а не анекдот.
Легенда вторая: «Все лучшее - оборонке». Все было не совсем так. Разработкой техники по заданиям военных занималось Специальное Конструкторское бюро (СКБ), входившее в состав Конструкторско-Экспериметального отдела (КЭО) Горьковского автозавода (ГАЗ). То есть начальник СКБ находился в прямом подчинении у Главного Конструктора. Неоднократные требования военных выделить СКБ в отдельную структуру с подчинением напрямую Директору ГАЗа не увенчались успехом. Существовавшая структура упрощала унификацию военных и гражданских машин, но в то же время Главный Конструктор мог запросто «обделить» СКБ при распределении по отделам молодых инженеров. Во время разработки БРДМ-2 (ГАЗ-41) некомплект СКБ составлял до 50% штатной численности.
Легенда третья: «Оборонка всегда впереди». А на деле все несколько иначе. Работы по БРДМ-2 и ГАЗ-50 (колесная БМП, прямой предок БТР-70) начались в связи с переходом Горьковского автозавода на выпуск нового модельного ряда гражданских автомобилей (!) и предполагаемым снятием с производства двигателя ГАЗ-51, установленного на БТР-60П и БРДМ. То есть порядок был таким: сначала разрабатываются гражданские машины, и толь-
ко потом военные на их базе. После изучения переписки завода с вышестоящими инстанциями создается впечатление, что от военного производства постоянно пытались отделаться: руководство было более озабочено выполнением плана по грузовикам и «Волгам». Конвейер БРДМ постоянно гоняли из цеха в цех, пытались пристроить его производство аж в Удмуртию, да только неудачно. Часть производства БТР-60ПБ передали в Курган. В итоге удалось-таки вынести конвейер бронемашин в Арзамас.
Если по колесным бронемашинам тяжелой весовой категории ГАЗ имел конкурентов в лице ЗиЛа, Брянского и Кутаисского автозаводов, то легкие машины были его традиционной монополией. Первой послевоенной машиной легкого класса, доведенной до серийного производства, стал БТР-40 (заводской индекс ГАЗ-40). В середине 50-х годов эту машину, созданную «по типу американского БТР МЗ «Скаут» и устаревшую уже к моменту создания, сменила на конвейере БРДМ.
БРДМ (заводской индекс ГАЗ-40П) унаследовала от предшественника двигатель, элементы трансмиссии и ходовой части. Требование военных обеспечить новой машине возможность преодолевать окопы и плавать еще более усложнило силовую установку и трансмиссию. К системе отбора мощности на лебедку прибавился отбор мощности на дополнительные катки и водомет. Двигатель ГЛЗ-40 отличался от своего прародителя, двигателя ГАЗ-51. увеличенном максимально допустимых оборотов с 2800 до 3400 в минуту; мощности его не хватало уже для БТР-40. Для попой машины был явно слабоват, но выбора у конструкторов СКВ не было.
Разработка машины, призванной сменить на конвейере ГАЗа БРДМ (ГАЗ-40П). началась с выдачи Тактико-Технических требований ГБТУ, утвержденных временно исполняющим обязанности начальника ГБТУ генерал-лейтенантом инженерно-технической службы Орловским 10 февраля 1959 гола. Поводом для выдачи требований на новую машину стала разработка на ГАЗе нового модельного ряда гражданских машин. Появилась возможность использовать более мощный двигатель. Кроме двигателя ГАЗ-66 на новую машину планировалось установить более мощное вооружение - пулемет КПВ на турели и систему противоатомной защиты. Новый двигатель позволял получить удельную мощность более 20 л.с./т. Такое значение удельной мощности было своего рола «психологическим барьером» для Заказчика (ГБТУ): именно значение «20 л.с./т», «более 20 л.с./т» или «не менее 20 л.с/т» постоянно упоминается в требованиях на разработку новых машин. Требования предусматривали сохранить подвижность на уровне предшественника, заменив узлы ГАЗ-63, примененные на БРДМ, аналогичными от «перспективных автомобилей разработки ГАЗ» (имелся в виду ГАЗ-66).
Следует отметить, что машина, известная нам как БРДМ-2, разработана значительно позже и имеет с первой БРДМ-2 весьма отдаленное сходство. На первых машинах пулемет КПВ устанавливался на открытой турели, позаимствованной у танка 'Г-10. В машине размешалось 5 человек (2 члена экипажа и 3 десантника). То, что мы знаем как БРДМ-2, правильнее называть БРДМ-2Б.
Так или иначе, 4 июля 1960 гола Муромский тепловозостроительный завод им. Дзержинского (№ 176) изготовил бронекорпуса для первых двух опытных образцов новой машины. Сохранилась приемосдаточная документация на них. Где изучение позволяет несколько по-иному взглянуть на соответствие моделей чертежам. Чертежи, публикуемые в модельных журналах, делаются по обмерам натурных образцов. Заводская же документация содержит такое понятие как «допуск» - отклонение от размеров, не считающееся браком. Так, по длине бронекорпуса БРДМ-2 допуск составлял ± 10 мм, по ширине ±8 мм. В серии допуск, как правило, увеличивался. При обмерах же эти значения не известны и не учитываются.
Корпуса были доставлены на ГАЗ. где началась окончательная сборка опытных машин. Заказчик постоянно торопил руководство завода, но сроки срывались: СКБ в это время было загружено постановкой
в серию БТР-60П, и конструкторов не хватало (СКВ было укомплектовано на немногим более 50 % от штатной численности). Двигатель ГАЗ-66 был уже готов, однако агрегаты трансмиссии еще проходили испытания, и потому изготовленный в июле -
августе 1960 года первый опытный образец вышел на испытания с ходовой частью от БРДМ. Несоответствие мощности двигателя возможностям трансмиссии немедленно сказалось на холе испытаний. В ходе первых 8000 км пробега дважды меняли сцепление, подгорали и сминались диски. Зубья шестерни первой передач выкрашивались, заклинивало ступицы шестерен на вторичном валу. Двигатель постоянно перегревался. Не выдерживали нагрузок тормоза и генератор. Карбюратор для двигателя разработать не успели: машина вышла на испытания с карбюратором от ГАЗ-12. который при больших кренах и дифферентах машины не обеспечивал надежную работу двигателя. В общем первая опытная машина оказалась еще очень «сырой», объем требуемых доводочных работ был огромен. Тем не менее, руководство завода отчиталось перед заказчиком о выполнении этапа работ. 29 ноября I960 гола, после до водочных работ, машины были переданы в Кубинку, в НИИБТ. для полигонных испытаний.
По результатам полигонных испытаний отмечалось:
1) Командиру машины не был обеспечен круговой обзор. Поскольку командирской башенки не было, перископы обеспечивали обзор вперед и влево. Обзор вправо закрывал водитель, назад - корпус машины.
2) Экипаж из пяти человек размещался
в машине очень стесненно и неудобно. Рулевое колесо мешало ногам водителя, затрудняло его посадку и покидание им машины
3) Система противоатомной защиты не была доведена. Этому мешало применение 12-вольтового электрооборудования. Оно не обеспечивало необходимой для питания фильтровентнляционной установки мощности. Переход на применение 24-вольто-вого электрооборудования позволял решить возникшую проблему. Конструкторы ГАЗа активно занимались этим, одновременно аналогичные работы проводились и на БТР-60ПБ. Неудовлетворительной оказалась и герметизация корпуса.
4) Были отмечены недостатки ходовой части. Не были решены проблемы с трансмиссией. Наиболее слабым эвеном было сцепление. Оно не было рассчитано на крутящий момент, развиваемый двигателем
(двигатель 38 кгм, сцепление 25-28 кгм), поэтому постоянно пробуксовывало. Видимо, именно пробуксовка сцепления спасала валы от скручивания.
Резкую критику заказчика вызвал отказ от унификации подвески машины с БТР-60П. Применение мостов от ГАЗ-66 уменьшало клиренс машины, узкая колея (результат унификации с «шишигой») сделала машину неустойчивой на поворотах: при скорости более 40 км/ч машина проявляла склонность к опрокидыванию. Долго не могли справиться с «шимми» передних колес. Окончательно эти недостатки были устранены в начале XXI века на БРДМ-2Д. Этот вариант модернизации существующих машин предусматривает установку
диполя и подрамников с подвеской, унифицированной С БТР-80, с соответствующим увеличением колем. Что помешало сделать это сразу, непонятно, притом что требования предусматривали унификацию машины с БТР-60П.
5) Выявились недостатки системы охлаждения. Двигатель постоянно перегревался. Перегретое боевое отделение ухудшало тепловую маскировку машины, а этот показатель становился тем более значимым, что в это время шли активные работы по противотанковым ракетам с тепловым самонаведением. Разогретая переборка силового отделения создавала непереносимую жару в боевом отделении. Как раз в начале 60-х голов начались поставки в страны с жарким климатом бронетехники ГАЗовской разработки, и в частности БРДМ. Машины вызвали массу нареканий на систему охлаждения: при температурах выше 40"С в сухом климате Ирака машины оказывались неработоспособными. При закрытых люках экипаж не мог находиться в машине. То, что и новой машине предстоит воевать на Ближнем и Дальнем Востоке, не вызывало сомнений, поэтому ее работоспособность в тропиках подвергалась тщательной проверке.
6) Особое внимание было уделено вооружению. Военных не устраивало применение зенитной турели от Т-10. Основным назначением вооружения БРДМ было ведение огня по наземным целям. Открытое положение стрелка, вполне допустимое для зенитной стрельбы, для ведения огня по наземным целям не годилось. При такой установке вооружения неизбежно нарушалась герметизация корпуса, и эффективность системы противоатомной зашиты падала до нуля.
Конструкторы машины предложили смонтировать на машине башенку с пулеметом ПКТ и двумя гранатометами, разработанную на основе башенки МТЛБ. Предложение было поддержано представительством ГБТУ на ГАЗе. Однако до практической реализации этого варианта дело не дошло.
После доработок Постановлением Совета Министров СССР № 340-156 от 13 апреля 1962 гола машина была принята на вооружение. Ей официально был присвоен индекс БРДМ-2.
После принятия этого постановления должен был начаться серийный выпуск машины, однако этого так и не произошла Завод продолжал выпускать БРДМ. в основном в пиле шасси для противотанковых ракетных комплексов и машин управления,
С апреля 1962 гола начались работы по установке башни со сваркой КПВ и ПКТ на БТР-60П, которые привели к появлению БТР-60ПБ. Аналогичную башню решили установить и на БРДМ-2. Это было выполнено на 3-й и 4-й опытных машинах. Башню для этих машин разрабатывало Центральное Конструкторско-Инженерное бюро Госкомитета по оборонной технике (г. Тула)
В январе 1963 года был готов макетный образец новой машины, который был осмотрен маршалом Чуйковым. По результатам осмотра было согласовано сокращение экипажа машины до четырех человек. Возможность размещения в машине пяти человек сохранялась, однако в этом случае в машине становилось тесно.
В апреле 1963 года опытный БТР-60ПБ и БРДМ-2 с башенной установкой вооружения были показаны Министру Обороны СССР Маршалу Советского Союза Р. Я. Малиновскому. Он высказал пожелание улучшить обзорность БРДМ-2. Для этого рекомендовали установить дополнительный перископ в башне н смотровые приборы для разведчиков на бортах машины. К декабрю 1963 года на опытных машинах было смонтировано 24-вольтовое электрооборудование.
По высказанным пожеланиям начались доводочные работы. Ход этих работ характеризуют многочисленные гневные письма военпредов ГБТУ на ГАЗе. По их словам, работы по доводке машин в экспериментальном цехе КЭО ГАЗ шли очень медленно и только под сильным нажимом военпредов и отдельных конструкторов. Завод объяснял ситуацию большим объемом работ по подготовке к запуску в серию БТР-60ПБ и начавшимися работами по новой машине ГАЗ-50.
Довести машину удалось только к кончу 1964 года. В декабре ГАЗ выпустил первые 5 серийных машин. Производство машины развертывалось крайне медленно: » 1965 году было выпущено 80 машин , « 1966 - 440. при этом план был снижен на 160 машин. Муромский тепловозостроительный завод им. Дзержинского постоянно задерживал поставки бронекорпуса. В 1967 году было выпущено уже 608 машин. Установить количество выпушенных последующие годы машин пока но пред-ставляется возможным, поскольку с 1968 на ГАЗ перестал передавать в государственные архивы секретную документацию, а отчеты, находящиеся на хранении в РГАЭ, до сих пор не рассекречены. В то же время до 1967 гола ГАЗ продолжал параллельный выпуск БРДМ, в основном в качестве шасси для ПТУРС
Сразу оговорюсь, что приводимый ниже список модификаций БРДМ-2 и краткая история их создания ограничивается 1967 годом - по уже упоминавшимся причинам.
Работа по машинам на базе БРДМ-2, как и по технике на базе других ГАЗовскнх машин, велась несколькими организациями. Разработка вооружения или оснащения таких машин велась отдельно по тактико-техническим требованиям, выдаваемым соответствующим управлением Министерства Обороны - например, ГРАУ, если речь идет о ракетах или ГУС при разработке машин управления. Обнаруженные документы содержат переписку разработчиков с вышестоящими инстанциями. Уточним, что ГАЗ отвечал только за базовую машину, а разработку оборудования вела другая организация. Поэтому глава не претендует на полноту и точность изложения.
Работы по машинам на базе БРДМ-2 начались практически одновременно с ее разработкой н шли параллельно.
«Глаз». Противотанковый ракетный комплекс разработки ОКБ-16 (А. Нудельман). Работы велись в 1959-1962 голах. В 1961 году был построен и испытан опытный образец машины. В 1962 голу работы были прекращены.
2К8«Фаланга». Противотанковый ракетный комплекс, разрабатывался ОКБ-16 вместо ПТУР «Глаз» в 1962-1966 годах. Сведений о серийном выпуске в архиве не обнаружено. В 1965 голу машина прошла государственные испытания, в 1966 году изготовлена опытно-промышленная партия. В процессе работы обозначение машины изменилось на 9П124.
9П122 "Малютка". Противотанковый ракетный комплекс. Работы велись с 1962 года совместно со Специальным конструкторским бюро (п/я 8842) под руководством Б. И. Шавырина. К 1966 году машина подготовлена к запуску в серийное производство. Параллельно разрабатывалась машина 911133 - вариант с полуавтоматическим управлением ракетой.
9П31 «Стрсла-1». Зенитный ракетный комплекс. Разрабатывался в 1962-1967 годах. К 1967 году машина готова к запуску в серию.
Установка на шасси БРДМ-2 ракетных комплексов влекла за собой, как правило, демонтаж опускаемых катков. Это было вызвано необходимостью сохранения массы машины.
БРДМ-2рх «Дельфин». Машинарадиационной и химической разведки. Разрабатывалась в 1964-1967 годах взамен БРДМ-ах, выпущенной в 1962 году небольшой партией. За разработку специального оборудования отвечал Вологодский завод «Мясомолмаш». Отличалась от линейной БРДМ-2 сокращением численности экипажа до трех человек, исключением из состава вооружения пулемета КПВТ и установкой дополнительного оборудования:
В 1967 году машина была рекомендована к запуску в серийное производство и принятию на вооружение.
БРДМ-У2. Машина управления командира батальона. Разрабатывалась с 1967 года совместно с предприятием п/я А-1405 (г. Запорожье). От линейной БРДМ-2 отличалась отсутствием башни (на ее месте устанавливался дополнительный люк), установкой второй радиостанции Р-123 и дополнительных антенн, аккумуляторной батареи повышенной емкости. В машине предусматривалось место для перевозки автономного генератора для питания электрооборудования на стоянке. Внутри корпуса оборудовались рабочие места для офицера и радиста.
БРДМ-2 «Лиса» (ГАЗ-41-10). Линейная машина с автоматической противоатомной защитой и установкой дополнительных приборов ночного видения. Работы велись СКБ КЭО ГАЗ с 1967 года. Результаты были внедрены на серийных машинах.
ГАЗ-41Д. Этот проект совершенно неизвестен специалистам и любителям, однако, на взгляд автора, заслуживает повышенного интереса. Дело в том, что эта машина создавалась но заказу Управления Командующего Воздушно-Десантными войсками и была, по сути, первой попыткой создания БМД. Ее история во многом проливает свет на дальнейшие работы Волгоградского Тракторного завода, приведшие к созданию серийной БМД.
Работы по этой машине начались в Специальном Конструкторском Бюро КЭО ГАЗ под руководством Владимира Алексеевича Дедкова в 1962-1964 годах . На машину предполагалось установить башню, унифицированную с БМП, разрабатывавшуюся в это время. Соответственно, вооружение состояло их 73-мм орудия «Гром», пулемета ПКТ и ПТУРС «Малютка». Экипаж машины сокращался до двух человек. Масса ограничивалась шестью тоннами (максимальная десантируемая масса - 6,5 т). Для снижения массы машины разрешалось не устанавливать опускаемые катки. Дополнительные требования предъявлялись в связи с транспортировкой машины по воздуху: подвеска должна была предусматривать отключение подрессоривания, топливные баки должны были сохранять герметичность на высоте при перевозке в разгерметизированной кабине.
Были проработаны три варианта машины: с 73-мм орудием, с гранатометом и с ПТУРС «Малютка». Они были отосланы на рассмотрение в Государственный комитет по Оборонной технике и в Управление Командующего ВДВ.
Ответ командующего ВДВ В. И. Маргелова заслуживает отдельной публикации. В нем выражалось удовлетворение спроектированной на ГАЗе машиной, за исключением одного параметра - массы. Масса машины, которая в проекте составляла 6700 кг (как показывает практика, в ходе постройки опытного образца масса возрастала на 15-20 %. на что военпреды ГБТУ указывали во время разработки ГАЗ-50) его не устраивала. Для десантирования с АН-12 на полную дальность масса машины вместе с платформой не должна была превышать 8000 кг. Платформа с парашютно-транс-портной системой весила 3000 кг, итого на машину оставалось 5000 кг. Далее в письме описывались характеристики трех боевых машин, которые, по замыслу «дяди Васи», требовались ВДВ. Две из них были гусеничными и по своим параметрам напоминали современный германский «Визель», третья - колесная, легкий автомобиль с открытой установкой вооружения.
После изучения письма В. И. Маргелова В. А. Дедков направил в Госкомитет по оборонной технике просьбу снять эту тему с разработки в связи с невозможностью получить машину требуемого веса. ГКОТ его просьбу удовлетворил. Впрочем, несмотря на все ухищрения, уложиться в требуемую массу не смогли и конструкторы Волгоградского тракторного завода.
БРДМ-2Д. Модернизация машины, разработанная в СКБ КЭО ГАЗ пол руководством А. Г. Масягина в 1999 году. Предусматривает удаление опускаемых катков, установку подрамников с подвеской, унифицированной с БТР-80, и дизеля ЯМЗ мощностью 195 л.с. В связи с установкой более мощного двигателя доработаны агрегаты трансмиссии.
Оценка машины
Положительные моменты:
- Машина благодаря новому двигателю получилась подвижной, удельная мощность ее заметно выше, чем у предшественника.
- Удалось обеспечить противоатомную и противохимическую защиту.
- Заметно усилилось вооружение машины.
- Заднее размещение двигателя - заметный шаг вперед по сравнению с предшественником. Благодаря атому улучшился обзор вперед с мест водителя и командира.
- Благодаря большему количеству приборов наблюдения улучшился обзор.
• Заднемоторная компоновка упростила размещение на машине различного вооружения и позволила разработать на ее базе массу модификаций. Недостатки:
- Применение практически без изменений мостов и подвески от ГАЗ-66 привело к неустойчивости машины: при скоростях выше 40 км/ч машина склонна к опрокидыванию. Отказ от использования подвески, унифицированной с БТР-60П и ГАЗ-50. необоснован. Этот недостаток был исправлен при разработке пакета модернизации БРДМ-2Д.
- Применение дополнительных опускаемых катков представляется излишним. Практически любая модернизация включает в себя их демонтаж. Отказывались от них и на большинстве машин на базе БРДМ-2.
- Применение бензинового двигателя влекло за собой повышенную пожароопасное™,. Использование дизеля стало возможным только в начале XXI века при разработке проекта модернизации БРДМ-2Д. Во время разработки применение дизеля было невозможным из-за жесткого требования военных обеспечить унификацию с машинами производства ГАЗ, а он в то время дизельные двигатели не производил.
- Нельзя признать удачным размещение экипажа, и в первую очередь командира. По мнению автора, отказ от размещения командира в башне, где ему можно было обеспечить круговой обзор, вызвано тем, что машина с башней получена в результате доработки безбашенной модификации, когда перемещение командира в башню требовало серьезной переделки всей конструкции.
- Отдельного «доброго слова» заслуживают разработчики башни - Центральное Конструкторе ко-Инженерное бюро Госкомитета по оборонной технике (г. Тула). Их изделие было «слепым». Круговой обзор стрелку не обеспечивался ни перископами, ни люком и крыше. Установка башни на машину по определению создавала «мертвую зону» для обзора командира.
- Обзор назад неудовлетворителен.
Трудно назвать машину удачной. По сравнению с предшественником это был, конечно, заметный шаг вперед. В то же время ей были присуши значительные недостатки, которые вполне можно было устранить еще на стадии проектирования и доводки.
Машина выпускалась серийно до 1985 года. Успела повоевать во многих горячих точках, используется в войсках и поныне.
ФОТОГРАФИИ
Источник: М-Хобби